четверг, 23 июня 2016 г.

Medice, cura te ipsum!

Проблема "борьбы со злом", в любых его формах, не так проста, как она рисуется "революционерам" и "реформаторам", которые призывают или к непримиримой борьбе, например с "антинародным режимом", или к планомерному его "исправлению", с созданием в нем "областей без коррупции".
Любая система отношений это комплекс диалектических противоречий, которые развиваются "от противного", черпая в них потенциал для собственного развития. В этом смысле "борьба со злом" помогает ему поддерживать форму, а иногда и создает его новые формы, продляя существование такой системы. Это достаточно хорошо видно на опыте реализации программ всяких "оппозиций", как в России, так и в Украине. Процесс искоренения криминально-номенклатурных "элит" не завершился ни там, ни здесь. Эти элиты и определяют "принципы власти", которые, в свою очередь, создают систему общественных отношений.

Даже "непримиримая" оппозиция в такой системе поддерживает существующий режим, а не разрушает. Попытки играть на уровне государственных функций, не имея легального статуса, создают действующей власти широкие возможности для маневра - экономить средства, там, где проблемы решают "энтузиасты", и отмахиваться от их обвинений, говоря о любых успехах от имени власти, к которой, естественно, "энтузиасты" не принадлежат. 
Поскольку стабильность это то, что питает страх потерять хоть какую-то опору сегодня, возникает масса пропагандистских возможностей выгодно позиционировать себя на фоне "революционеров". Революционеры сами не могут предложить вменяемого комплексного плана, который бы воспринимался, как реальный. У них часто отсутствует команда людей, способных не теоретически "отвечать за нацию", но готовых отвечать и организовать конкретные области общественной жизни.
Различные варианты "умеренных", от "сделай сам", до "требовательных", кроме "белого шума" ничего не генерируют, и принципиально измениться нынешнюю власть не заставят никогда. Написание петиций, проведение митингов и обсуждений, имитация каких-то самоорганизованных структур, которые призваны "влиять на власть", в наших обстоятельствах существуют исключительно в модели "собаки лают, а караван идет".
Все эти инструменты хорошо работают в здоровом социуме, являясь способом обратной связи для корректировки программы развития и устранения причин тренда, вызвавшего негативную реакцию. Власть в нездоровом социуме использует негативную реакцию для создания очередной иллюзорной формы, которая к реальным экономическим и политическим причинам применяется только как инструмент пропаганды, не меняя сам тренд.

Нужно понимать, что реформировать систему можно только до определенного процента ее "порчи". После прохождения некоторой точки невозврата, никакие реформы, с сохранением у власти даже части прошлых политических команд, уже невозможны. Это не значит, что нельзя использовать отдельных специалистов, которые работают в старой властной структуре - им только нельзя доверять самим определять идеологию развития и формировать собственные команды. Но, подчинив их новым правилам, можно использовать их работу для создания реальных благ.
Эту проблему можно сравнить с проблемой тушения пожара в деревянном доме. Если не удается потушить его в самом начале решительными действиями, то в дальнейшем даже огромные усилия приводят к убыткам даже в случае успеха. Потушенный пожар оставит дом в состоянии непригодном для проживания. Строить новый все равно придется, но к затратам на строительство добавятся немалые затраты на демонтаж и вывоз того, что не догорело.

В отличие от реального пожара, в обществе можно начинать новое строительство не дожидаясь окончания пожара. Понятие "исцеления" включает в себя не только смысл здоровья, но и смысл цельности. 
Неучастие в тех делах, которые не можешь контролировать ответственно, не исключает возможности создания собственных уровней компетенции. Это полезно во всех отношениях. Во-первых, не нужно марать себя причастностью к решениям, в которых приходится идти на многие компромиссы. Во-вторых, имеющиеся средства и возможности лучше использовать для достижения реальных результатов, которые будут иметь локальную, но ценность, вместо глобальных благих перспектив в неопределенном будущем, за которое конкретные "целители"  сами не отвечают. И, наконец, создание реального ценного продукта само по себе будет говорить о возможностях новых элит и их способностях к управлению. Если они создают реальные ценности без использования ресурсов государства, то, тем более, смогут сделать больше полезного получив этот ресурс и распространив свою модель на общество вцелом.

В армянском фольклоре есть история о человеке, хваставшемся, что на земле Арцаха он прыгнул на двадцать гязов. Ему сказали:
- Вот тебе гяз, вот тебе земля - прыгни хоть на десять.
Система мер есть - это чувство реальных изменений к лучшему. Свою землю для первого прыжка каждый тоже имеет. Поэтому не стоит читать лекции и проводить семинары по прыжкам, не нужно участвовать в команде "профессиональных прыгунов" в качестве массажиста, нужно прыгать самому в своей команде. Болельщики и спонсоры появятся при растущих результатах и быстро определятся, кого нужно поддерживать - "профессионалов" или "любителей". 
Недеяние должно быть активным - принципиальное несогласие с политикой определенной власти исключает участие в ней. Собственная политика вырастает из экономики. Никто не мешает, отдавая кесарю кесарево, делать это разумно, и, вместо совместных идолослужений, заняться обустройством своей жизни с полной ответственностью за нее, без попыток переложить ответственность на тех, кого для управленческой роли нужно исправлять, без всякой надежды на успех.


Комментариев нет:

Отправить комментарий